Новые правила и локдаун сделали меня сильнее

Три года назад я писала об одной красивой девушке – Маше Шатохиной. Она сделала головокружительную карьеру, переехав их курортного Сочи в маленький город Кропоткин. Престижную профессию бухгалтера она сменила на цветочный бизнес. Всего на шести сотках они с супругом построили теплицы и стали выращивать цветы: пеларгонию, бугенвиллею, суккуленты. До марта 2020 года все было стабильно. А потом мир перевернулся с ног на голову. Коронавирус, локдаун, страна и люди закрылись в прямом смысле – на замок. Что делать? Вот-вот начнется сезон продаж, а кому продавать? Рынки закрыты, контакты с посторонними людьми нужно максимально сократить. Но как и чем платить кредит? Как семья Шатохиных пережила это страшное для всех время – в сегодняшней статье.

Так интересно, вроде не так много времени прошло – всего три года, а сколько всего изменилось. Изменились направления в выращивании комнатных растений, что-то стало нравиться и получаться лучше и мы стали расширять ассортимент, с чем-то мы полностью попрощались. Изменилась система налогообложения, на смену ИП пришла самозанятость. Изменился рынок сбыта, теперь мы работаем практически полностью онлайн. Ну, и, конечно, все это в большей части из-за пандемии, которая обрушилась на нас как снег на голову.

2020 год

Март, я начинаю первые отправки растений в ближайшие регионы, успеваю даже отправить несколько посылок − и тут по телевизору главнокомандующий объявляет полный локдаун. Я сижу и понимаю – конец. Что делать? Невольно по лицу ручьем полились слёзы, началась истерика. Мы всю зиму готовились к сезону. Сутками напролет работали в теплице, в которой сейчас зацветает 90 % растений. В ближайших планах − выставки, рынки. А мы за зиму проели все деньги, ждем сезон − и тут полная неизвестность. И от этого дикий страх: а что дальше будет? Думала, что придется идти мести улицы, потому что нужно как-то гасить кредиты и вообще на что-то жить.

Примерно неделю я наблюдала за ситуацией. Заметила, что посылки с цветами доходят до адресатов и те их получают. Значит, все хорошо. Почте отдельное спасибо – логистика работала отлично. И вот она, надежда, свет в конце тоннеля. Я поняла, что надо переходить на продажи онлайн (через интернет).

КАК РАЗВИВАЛСЯ МОЙ ИНТЕРНЕТ

Мы начинали в 2016 году. Тогда раскрутить свои социальные сети было значительно легче. Да и вообще начинать что-то в плане собственного бизнеса было проще. На момент всей этой пандемии у меня уже были свои постоянные клиенты. Многие цветочники уже что-то знали обо мне и о моих цветах. Многие рекомендовали меня своим друзьям и знакомым – так появлялись новые покупатели.

Именно в прошлом году (во время всемирного локдауна) я поняла, как это важно – быть в онлайн. Я стала выкладывать фотографии своих цветов в социальные сети, запускала рекламу, сделала свой сайт. Но до сей поры мне очень важно качество, а не количество. Мне важно было достучаться до сердец людей, влюбить их в мое дело, в растения, в то, чем я до сей поры занимаюсь.

Таким образом, продажи в интернете и отправка растений по почте помогли моей семье выбраться из сложившейся ситуации.

ТРУДНОСТИ

Встал другой вопрос: куда девать растения, которые не отправишь почтой (например, из-за размера горшка или хрупкости самого цветка). Многие оптовые покупатели, реализующие товары на рынках, просто не выдержали и закрылись. Кто-то совсем перестал торговать, кто-то ещё хуже – заболел, а кого-то даже не стало.

Мы приняли решение больше не покупать рассаду на доращивание. Ведь сами мы не торгуем, разве что на выставках, потому что все силы уходят на работу в теплице и мы с супругом по-прежнему все делаем сами.

Поэтому из ассортимента ушли фуксия, гортензия, цикламены, пуансеттия, пеларгония и другие красивые растения. Но чтобы как-то отбить вложенные деньги, мы продавали готовые шикарные растения по цене рассады. Потому что цветы – это не продукт первой необходимости, а люди все-таки жили в неизвестности и спрос на них, конечно же, упал.

Кстати, многие наши знакомые получили компенсацию от государства за время локдауна. Но, к сожалению, не мы. Из-за того, что тот ОКВЭД, которые был указан у нас в документах, не попадал в перечень на господдержку.

Стали с мужем думать, чем заполнять теплицу и в каком направлении двигаться. К тому времени я начала собирать коллекцию цитрусов. Так и стала развивать это направление: училась прививать, покупала книги о цитрусовых. Сейчас у меня более-менее что-то получается.

Увеличили количество сортов бугенвиллеи. Теперь их уже больше ста, могло быть и больше, но собираю все непохожие, расширила ассортимент сортовой пеларгонии.

КОНЕЦ ИП

К концу 2020 года, когда все регионы уже могли перейти на новый спецрежим по налогообложению, мы закрыли ИП и стали самозанятыми. Выгода в том, что можно не платить страховые взносы, а это порядка 40 тысяч в год, но из минусов – не зачитывается стаж.

Из двух зол мы выбрали меньшее. Пока нас все устраивает, но в перспективе все-таки есть планы вернуться к ИП для перепродажи. Сейчас же мы продаем только нашу продукцию, и это все-таки ограничивает финансово.

2021 год

Он стал для нас тоже своего рода испытанием, потому что казалось, что вот-вот пандемия закончится. Стараешься не вникать в списки заболевших и статистику в целом. Но болезнь добралась и до нас. Весь июнь мы были полуживыми, по-другому не скажешь. Муж с температурой кое-как набирался сил, поливал цветы. Из-за карантина никто не мог прийти к нам помочь – вся наша большая семья лежала пластом.

И вот тут-то все «плюсы» собственного бизнеса вылезли налицо: месяц пролежал − значит ничего не делал, значит не заработал.

Чтобы вы понимали, насколько у меня все серьезно: я расписываю план работы в теплице понедельно. Вы представляете, сколько я должна была всего сделать. Это комом наваливается на следующие месяцы, начинаем отставать.

Добавляет ложку дегтя еще и то, что тот болезненный июнь мы не обрабатывали теплицу и участок от вредителей. Трава в некоторых местах успела вырасти выше меня. Ну, и растения не в лучшем виде, а плохое я отправить не могу.

В этом году еще и бугенвиллея зацвела на месяц позже, поэтому на сентябрьской, любимой Кубанской ярмарке мы были с небольшим ассортиментом цветущих растений.

НЕ ЖАЛУЮСЬ. Я СТАЛА СИЛЬНЕЕ

Прочитав этот текст, можно подумать, что все очень плохо. Напротив. На самом деле, когда ты в процессе, это не кажется таким страшным. Наоборот, все, что нас не убивает, делает сильнее.

После болезни вообще многие мои взгляды на процесс работы изменились. Да и на жизнь в целом. Я стала понимать, что ресурсы не бесконечны, и пора начинать жить здесь и сейчас, а не «когда заработаю, в следующем году и т. д…».

Меня часто спрашивают: зачем загонять себя, найми людей, помощников. Но я понимаю, что на такую ответственность я не готова. Представьте: если еще будут такие локдауны, чем мне платить зарплату? Цветами?

Потом, да, мы зарабатываем, но живых денег я не вижу. В этом году частично делали ремонт теплицы, а цены на стройматериалы − вы и так знаете – взлетели до небес. Купили дополнительные тепловые вентиляторы, потому что прошлой зимой было очень морозно, и мы неделю не спали – караулили, чтобы растения не замерзли. Также мы закупаем новые растения. Я уже не говорю о коммунальных расходах, и круговорот доходов и расходов бесконечен. Поэтому персонал – это хорошо, но я пока не настолько бизнесвумен.

ЛЮБОВЬ ДАЕТ МНЕ СИЛЫ

Все это не имело бы смысла, если бы не моя любовь к растениям, к земле, к природе. Это дает мне силы, я чувствую отдачу от растений, когда они цветут. Но еще больше меня заряжают эмоции людей, которые покупают мои растения. Я понимаю, что все не зря, что это мое дело, которое приносит удовольствие.

Да, случается, как и у всех, выгорание, тогда я все бросаю, устраиваю несколько выходных. Или уезжаю домой в Сочи − и все, через сутки-двое меня тянет в мою теплицу, начинаю скучать и думаю, как я могла устать.

ЧТО В БУДУЩЕМ?

Не хочу загадывать, что будет дальше, но, как показал опыт, это бывает совсем бесполезным. Но мечтать я продолжаю. Мечтаю, чтобы все подоконники нашей страны были яркими от цветущих растений, чтобы люди окружали себя красотой, любили и изучали растения, потому что не было бы их, не было бы нас, иначе чем бы мы дышали?

Побеседовала

Светлана БЕРЕЗНЕВА

Как я познакомилась с губернатором Краснодарского края

«Кубанская Ярмарка» является одним из крупнейших ежегодных событий Краснодарского края. Мероприятие пользуется огромным интересом, привлекая на свою площадку сотни тысяч посетителей.

На одной площадке представлена продукция сектора малых форм хозяйствования АПК региона – фермерских и личных подсобных хозяйств, индивидуальных предпринимателей.

На этой выставке представлена продукция сектора малых форм хозяйствования региона: фермеры, цветочники, питомники. Администрация собирает с каждого района нашего края таких представителей, как мы, например, и организует масштабную сельскохозяйственную выставку.

В четырех павильонах представлены производители пищевых продуктов (сыров, колбас и т. д.), представители животноводства, цветоводства и садоводства. Также в выставке участвуют и те, кто изготавливает изделия ручной работы (хендмейд).

С приходом пандемии выставку не отменили, но было сокращено количество участников или выдавали меньше места.

Каждый год губернатор Краснодарского края посещает эту выставку, проходит по рядам, знакомится с участниками, беседует с ними. Побеседовал он и со мной.

Подписывайтесь на наш дзен-канал

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписывайтесь на наш видео-канал на youtube


     24.11.2021     Просмотров: 1185  

Будь в курсе событий!
Добавь «Хозяйство»
в избранное.

Подписаться

НАРОДНЫЙ РЕПОРТЕР

+ Добавить свою новость